Первая поездка на Курскую землю.

Летом 2005 года, я решился на поездку о которой давно уже думал. Я взял с собой маму и съездил на родину, туда, где не был ни разу в жизни и где моя мама была последний раз сорок лет тому назад. Это Фатежский район Курской области. Места, где родились родители моей мамы и жили многие столетия наши предшествующие поколения. Места откуда наши корни.

Ехали мы на машине. Таможню прошли довольно быстро, за два часа. Всю дорогу было пасмурно. В Курске попали в сильнейший ливень, а потом вышло солнце и природа засияла, кругом пейзажи, насыщенная зелень. Слава Богу, доехали благополучно и остановились мы у маминой двоюродной сестры. Только машина завязла в жирном черноземе, пришлось ее немного толкать…

Я впервые увидел село, дом и участок земли где родилась моя бабушка и где много веков жили и трудились ее предки. Мы сходили на старое кладбище, на котором более 400 лет хоронили наших предков и где земля буквально насыщена их прахом. Где чудом сохранилась приходская церковь построенная чуть более ста лет назад в честь праздника Богоявления. Большая каменная (красного кирпича) церковь с двумя приделами и звонницей, с сохранившейся могилкой ее строителя. Мы прошли все кладбище вдоль и поперек. Нашли могилы наших дальних и близких родственников. Переписали и сфотографировали все. Трудно передать те чуства и ощущения которые я переживал все эти дни.

Еще, мы побывали и в соседней деревне (теперь это хутор с тремя жилыми домами), где родился мой дедушка и одиннадцать его братьев и сестер. Эта деревня относилась к другому приходу. Мы узнали много о жизни наших прадедов, о том кто кому приходился. Я тщательно фотографировал на свой цифровик все находившиеся у наших родных старые фотографии. Позже мы съездили в районный центр и побывал и там в краеведческом музее. Я никогда даже не догадывался, что прикосновение к истории своего рода , своей родины настолько интересно, захватывающе и полезно. Для меня теперь такие понятия как история предков, краеведение, генеалогия стали очень близкими на всю жизнь.

В последний вечер перед отъездом, мы все-таки решили остаться еще на один день (на праздник Св.Троицы). И рано утром вчетвером (я, мама, ее двоюродная сестра и дочь) поехали в Курскую Коренную пустынь. Заблудились и на службу опоздали, но какие впечатления были от посещения пустыни, от самого праздника!

Как празднично, тихо и красиво было! Набрали в святых источниках водички. Видели памятник св. Серафиму Саровскому (он там жил). Узнали историю появления пустыни и историю появления чудотворной курско-коренной иконы Знамения Богородицы. Накупили книг.

А на обратном пути я все-таки решил найти место, где же была церковь и кладбище той деревеньки, где родился мой дедушка.

Что может быть захватывающее поиска?

Долго мы искали. И благо, что мы были на машине. Ездили по влажным проселочным дорогам, по грязи и вот наконец приехали в безлюдный перелесок на большой зеленой возвышенности с которой открывался вид на окрестные поля и луга. Вот и увидели заросшее, спрятанное в перелеске кладбище. Я вглядывался в окружающие пейзажи и все пытался угадать, где же стояла церковь (Сергиевская как я узнал ранее). Но нигде не было ни души. Я уже отчаялся узнать что-то, да и женщины устали, время ведь обеденное было. Вдруг среди деревьев я увидел человека. Мы  разговорились, вышли на солнце. Я и спрашиваю его: «А Вы случайно не знаете, где стояла церковь. Ее говорят, лет шестьдесят – семьдесят назад разрушили». Он посмотрел с легким удивлением: «Знаю» говорит «Вот здесь была. Метрах в тридцати от перелеска».

Подошли мы к этому месту, и я увидел какие-то рвы, и большие кусты сирени. Оказалось, что церковь разрушили в 1943 году наши войска во время войны. Срыли даже весь фундамент. Все пошло на укрепление участка дороги (по которой мы ехали). Вот так вот жестоко. А церковь была большая, каменная, тоже со своей большой звонницей. Мы еще много чего интересного узнали.

Утром следующего дня, раненько мы собрались, попрощались и поехали домой, в Киев и с Божьей помощью благополучно доехали.

Эх, мне бы еще хоть десяток дней, я бы столько всего мог узнать и столько материалов мог бы собрать…

Потом, в течении всего года, с помощью специалистов Курского областного архива, я провел поиск сведений о своих предках. Искали, разумеется, в архивных документах. В основном это были метрические книги двух приходских церквей (Богоявленской и Сергиевской). Метрические книги сохранились за период 1880 – 1917 гг.

Каково было видеть, например, воочию запись о рождении своей бабушки, или прадедушки в которой указывается дата рождения, родители, дата крещения, восприемники, имя иерея или диакона приходской церкви. Это в 1-й части книги – «О родившихся». А еще есть 2-я и 3-я «О браком сочетавшихся» и «Об умерших».

Кроме метрических еще были так называемые «Ревизския сказки» (1858, 1850, 1834, 1816, 1811, 1795, 1782, 1762, 1744, 1719 и 1710 годов). Ревизские сказки это такие переписи населения, которые проводились по всей территории России одновременно. Описывали каждый двор, указывали сведения о то, кто живет во дворе, их имена, возраст, степень родства и т.д.

Вот, например заглавие такой сказки (фотографии я попробую разместить):

«Ревижская скаска.

1795 года дня Курскаго наместничества Фатежской округи деревни Болшой Анненковой выборной Никифар Никифаров сын Шехавцов по силе состоявшегося 1794 года июня 23 дня Ея Императорскаго Величества и в народ публикованного указа дал сию скаску о положенных в нижеписанной деревне по последней 1782 года в подушном окладе однадворцах с показанием из того числа разными случаями убылых и после ревизии вновь рожденных и прибылых по самой истене без всякой утайки, а буде кем впредь обличен явлюсь или по свидетельству найдется, что кого либо утаил, то повинен положенному по указом штрафу без всякого милосердия»

А потом идет перечень всех дворов.

В процессе работы было найдено 1137 моих родных предков (дальних и близких), установлены их имена, во многих случаях годы рождения и смерти и что самое трудное родственные связи. Схема (мелким шрифтом) получилась 30 см высотой (это двадцать поколений) и около шести с половиной метров шириной (это ветки). Как дерево – с корнем вверху и ветками вниз. И где-то там в самом низу на одном из листиков одной из веток моя мама. Самый древний наш прямой прапра…дед по бабушкиной линии – Богдан (Феофан) родился в 1600 году, а по дедушкиной – Матфей в 1730 году. Дальше ничего узнать не удалось. Пока…

Из всех этих сухих документов проступают судьбы этих людей. И это не просто красивые слова. Дело в том, что анализ этих документов, а именно сравнение, сопоставление дат, имен, скупых сведений, позволяет определять, как складывалась жизнь, какие были беды и радости у них. А изучение истории края и истории родины вообще позволяет понять и узнать много о своих предках!

А нам еще про машину времени фильмы показывают. Сказки, да и только.

А тут быль, самая, что ни на есть настоящая. И быль родная к тому же.

Или, к примеру, нашли такой архивный документ:

«Ведомость Курской Епархии Фатежскаго уезда села Анненкова Богоявленской церкви священника Павла Романова с причтом обретающимся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людям с изъявлением против коегождо имени о бытии их во Святую Четыредесятницу у исповеди и Святых Таин причастия, и кто ж исповедался токмо, а не причастился и кто ж не исповедался за 1868 год

Государственные крестьяне деревни Малой Анненковой: ….»

И дальше список кто причастился, а кто нет.

До 17-го века причащение было обязательным. Потом отменили. Но порядок и дисциплина в соблюдении этого Таинства, несмотря на добровольность еще долго существовала. В принципе, как и многое вплоть до 1917 года.

Это действительно интересно, так как поиск позволяет тебе узнавать все о своих предках. Это знание. Знание того что было до тебя – причем знание прежде всего реальное, не такое как в фильме или книге. К тому же это знание непосредственно касающееся тебя. Оно позволяет по-другому, более правильно смотреть на жизнь. Так как ты понимаешь, что до тебя эту жизнь прожили (каждый по своему) твои родные предки, т.е. те люди которые тебя родили. Они жили, служили, работали, страдали, тихо умирали от старости или погибали в расцвете сил. Все, что может быть в этой жизни они прошли. Именно все! И наши трудности, страдания, искания и прочее – это уже было. Мы не первые. А если нам трудно, или какие-то испытания или страдания выпадают, мы знаем, что и это тоже было у наших родных, и это они прошли. А пройти им пришлось, будем откровенны через более люты испытания (революция, войны, голод, бедность репрессии и прочее). И нам становиться легче, так, как будто они с нами рядом. Знание наших предков – это корни, которые позволяют нам крепко стоять на ногах, в сердце нашем вера, которую они сохранили и пронесли через века. Что еще надо для борьбы за спасение! Только поднять голову и устремить свой сердечный взгляд вверх!

Ну правда забыл еще и то, что каждый день надо кропотливо трудиться душой и телом:) А они там радуются, что мы не знавшие их прежде (не знавшие по разным причинам), теперь узнаем понемногу о них. Узнаем, еще живя здесь. Можем и помолиться за них (не абстрактно), и записочку подать!

This entry was posted in Путевые заметки. Bookmark the permalink.

Leave a Reply