Что нужно знать о освещении, чтобы с минимальными затратами сделать хорошие фотографии ребенка?

Для начала нам нужно определиться и понять что же такое свет, какова его природа и как можно им управлять. Хорошая фотография – это хорошая светопись. А в украинском языке вообще фотография переводится как «світлина».

Свет

Свет – есть основа любой фотографии. Именно свет рисует объем, показывает формы. Любая линия – кажущаяся. Линий не существует – существуют переходы между светом и тенью. Именно грань перехода и создает кажущуюся линию. Именно эта грань определяет резкость на фотографии. 

Скорость светового потока превышая скорость звука соответственно заставляет мозг быстрее реагировать. Свет передает нам информацию, которая недоступна другим органам чувств. С помощью света можно передать свои чувства на уровне подсознания зрителям, так как мы написали бы рассказ. Но в отличии от литературы, свет фиксирует событие, а не придумывает его.

Отсюда и доверие к фотографии как к документу куда как сильнее, чем к любому тексту или другому творению человека. Умело используя гармонию или наоборот дисгармонию света, хороший мастер сможет заставить зрителя или прийти в умиление, или наоборот прийти в ярость.

Не будем в этой статье вдаваться в физику световых волн. Нам достаточно будет общих сведений о природе света. Поняв, как действует свет, мы научимся им управлять.

От любого источника свет распространяется во все направления прямолинейно. На деле это означает, что источник света (лампочка или солнце) будет одинаково освещать все предметы, находящиеся на одинаковом расстоянии от него. Объект расположенный ближе – будет освещен больше, а предмет расположенный дальше, соответственно меньше. Объект, находящийся в световой потоке, получается освещенным только наполовину. Так возникает свет и тень.

При прямом открытом источнике света мы получим жесткий контрастный свет с резко очерченными тенями. Но стоит нам поместить между источником света и объектом рассееватель, например лист бумаги, ткань (в природе это облака) и резкие тени исчезают, рассеиваются. Рисунок объекта становиться мягким.  (photo 1).

  

Если мы направим источник света в противоположную сторону от объекта, так чтобы он отразился от какой либо преграды – пучок света, преломляясь, рассеется еще больше, заполнит все вокруг и высветлит другие объекты, находящиеся поблизости с основным.

  

Чем ближе к объекту расположен рассеивающий материал, тем меньше будет контраст между светом и тенью, тем менее резкими будут тени.

Каждый освещенный объект отбрасывает собственную падающую тень, которая в силу законов физики будет менее темной, чем собственная тень объекта.

  

Со стороны направленного света фактура объекта съемки будет хорошо проработана, со стороны тени фактура и форма могут пропадать. То есть на освещенной стороне мы увидим все поры и волосинки на коже, а в тени эти детали видны будут не так отчетливо.

  

Этот эффект с успехом можно применять, когда вы не хотите, чтобы недостатки лица (излишняя отечность, складки и т.д. были видны на фото). Загоните их в тень. Но не переусердствуйте, иначе тень сыграет с вами злую шутку и наоборот усилит все физические недостатки лица.

При полностью рассеянном свете объект получается равномерно и одинаково освещенным, без теней, бликов, без рефлексов, из-за чего изображение теряет объем и кажется плоским.  Мы видим только форму и цвет объекта.

При применении рассеянного света мы получим малоконтрастные фотографии с мягким освещением. А при применении жесткого освещения мы получим границы теней, рисующих объем и рельеф объекта.

Чем ближе расположен к объекту источник света, тем тени будут более очерченными и иметь более конусообразную форму.

Чем меньше угол луча света направленного на объект – тем более прорабатывается форма объекта, его детали, фактура. Наиболее четко проработанную фактуру удается получить при скользящем освещении. Каждая деталь будет отбрасывать собственную большую тень, рисуя объем. Но тут возникает проблема излишнего контраста и для его смягчения применяют дополнительно слабое прямое освещение.

Количества света и тени будет создавать световой баланс фотографии, ее световое равновесие, ощущение симметрии или асимметрии.

В качестве примера можно привести фотографию в паспорте. Мало у кого она получается хорошей. Человек по своей природе несимметричен, а плоский безтеневой свет, плюс полный фас объекта съемки делают крайне неприятное изображение, на котором пропорции асимметрии проявляются с еще большей силой. Старайтесь избегать полного беcтеневого освещения и поз объекта съемки в полный фас или профиль.     

Поглощение света объектами происходит в зависимости от цвета объекта и длинны самой цветовой волны. Но это уже отдельная статья по возможному применению цветных фильтров.

Запомните пока следующее. Матовые поверхности будут отражать свет равномерно, не зависимо от угла падения луча, а глянцевые (зеркальные) будут отражаться в одном направлении, создавая по своей сути новый пучок света.

Отраженный свет, в соответствии с углом падающего на него света, будет создавать полутени, световые нюансы, дополняя фотографию мелкими подробностями.

  

Помните, вся красота и смысл любого произведения искусства, всегда прячется в нюансах! От их богатства и взаимосвязей зависит передача не только объема на изображаемой плоскости, но и идейного замысла произведения. (photo 7)

Нюансы могут быть даже на двухцветной графике за счет толщины линий. Зависимость совокупности и связи теней, нюансов будет создавать динамику и гармонию фотографии.

Наличие ритма – соотношения размеров и направлений теней и световых пятен будет усиливать или наоборот сглаживать ощущение динамики и драматизма.

Длинные тени будут усиливать динамику, а рассеянное освещение будет усиливать статику, создавая эффект уравновешенности, покоя, инертности.

Из этого следует, что передача изображения светом, тенями и нюансами будет создавать гармонию звучания фотографии .

  

Начинать съемки не определившись со схемой света и задумкой сюжета все равно, что искать тропу с закрытыми глазами.

Чтобы мы не изображали на фотографии, ее красота будет зависеть от красоты  и лаконичности линий световых переходов, красоты текстуры световых пятен, их гармонии и взаимодействия между собой.

Снимая детей, особенно младенцев я бы не рекомендовал использовать жесткое освещение. Как правило, это хорошо работает на репортажных, жанровых фото, где нужно показать экспрессию и драматизм. Это свойственно трагическим фото. Зачем это на детских фотографиях, предназначенных для любования малышом?

Поэтому, в независимости от природы источников света я настоятельно рекомендую при фотографировании детей использовать рассеянный или отраженный свет. Это обеспечит нежный спокойный рисунок ваших фотографий, а если и нужно где-то усилить световой акцент, вы всегда сможете сделать это, изменяя расстояния от источников света к объекту.

  

Теперь давайте остановимся белее подробно на природе  использования разных источников света и о том, как можно их применять и чего следует опасаться.

Вспышка

В обществе идет очень много споров, насколько вредны вспышки для детских глаз. И очень много спекуляций на эту тему. Некоторые «специалисты» даже пытаются “зарыть” своих конкурентов!

Первое, на что хочу обратить внимание читателей – на отсутствие каких либо предостережений по использованию фотовспышек для фотографирования детей со стороны производителя.

Если бы использование вспышки было губительно для глаз ребенка, производитель обязательно бы указал это в инструкции по использованию. Но там никаких запретов на эту тему не указано! Я верю уважаемым компаниям Canon, Nikon, Sony и другим. Не встречал я никогда и серьезных публикаций окулистов на эту тему.

Но нужно быть осторожным. Чем угодно можно навредить здоровью человека. Я испробовал это на себе и тем, кто сомневается, могу предложить сделать тоже самое.  Установите напротив вспышку и сделайте скоростную серийную съемку прямо в лоб. Уже при пятой, седьмой вспышке в глазах пойдут цветные круги и мир покажется очень зеленым.

Теперь по поводу того, что происходит на физиологическом уровне ребенка. Вспышка ограничивает продолжительность концентрации внимания, оказывая кумулятивное воздействие на мигание. Отсюда могут быть закрыты глаза на удачном кадре. Если вспышка работает на отражение, количество света, попадающего на сетчатку глаза, будет незначительно уменьшена и зрачки не будут сильно сужены. Прямая вспышка ВСЕГДА даст суженый неестественный зрачок и глаза малыша будут выглядеть больными.

И самое главное, при прямой вспышке младенец может испугаться. Вспышка – это та же молния. Мы боимся ее на генетическом уровне. Потом вы всю свою жизнь можете жалеть, что  снимали с открытой вспышкой.

Открытой прямой вспышкой можно издеваться репортерам над депутатами, чиновниками и другими негативными персонажами нашего общества. Вы думаете судьи просто так не пускают журналистов на заседания и запрещают снимать? Они потом несколько дней прикладывают картофель к воспаленным глазам!

Если вы используете все-таки внутреннюю или внешнюю штатные вспышки – не используйте режим TTL. Переведите вспышку в режим М. И регулируйте световой поток так как вам это нужно. Благо сейчас современные фотокамеры позволяют видеть результат сразу. Мое личное впечатление о режиме TTL – чисто маркетинговый ход, не гарантирующий качественного результата. Иногда с его помощью некоторым удается полностью убить фото….

Для детей я бы все-таки не применял прямую вспышку в лоб. Включать вспышку можно, но не прямую, а так, чтобы поток света от нее падал от отраженной поверхности (например: стена, потолок, а еще лучше через зонты на отражении)  (photo 10а).

  

Такая вспышка даст мягкий заполняющий свет и позволит передать нежность кожи ребенка.

  

Если вы работаете на заказ, старайтесь избегать применения вспышек вообще. Это успокоит слишком нервозных родителей.

Постоянный свет

Хорошие художественные фотографии лучше создавать с помощью постоянного света. В качестве которого, можно использовать и дневной свет, падающий из окна, и настольные лампы, и галогенные бытовые светильники.  Постоянный свет позволит вам полностью контролировать световой рисунок кадра, создавать необходимые световые акценты. Особенно советую начинающим фотографам.

  

Еще один плюс использования постоянного света для фотографирования детей – они будут нагревать воздух, и вы можете отказаться от использования кондиционера. Рекомендуемая температура для фотографирования младенцев составляет 26-28 градусов тепла по Цельсию (не перепутайте с Фарингейтом:)…  Кондиционеры лучше было бы выключить, чтобы не было сквозняка. А вот вентилятор в стену не помешал бы, чтобы воздушные массы перемещались и обеспечивали максимальный комфорт для сна ребенка.

В качестве отражателей можно использовать куски картона, цветную бумагу, любую плоскость, способную отразить свет.  Это может быть даже перевернутый стол. Интересные результаты можно получить, когда в качестве отражателя используют зеркала для подсветки волос (photo 12).

  

Если у вас ограничено освещение – используйте повышение настройки ISO на камере.

На улице используйте природное освещение. Но старайтесь никогда не фотографировать младенца на открытом солнце. Во-первых это вредно для его кожи, а во-вторых – вы не получите качественной фотографии. Очень хорошо для защиты от прямых лучей солнца подходят фотографические зонты, но можно использовать и обыкновенные.

  

Иногда с их помощью можно получать новые сюжеты. Найти их можно сегодня много и разных с доставкой домой всего за 60-100 гривень.  Не забывайте также использовать отражатель.

 

 

Если нет никаких приспособлений для рассеивания прямых лучей света –поместите объект съемки в тень. В результате вы получите портреты без жестких теней на лице и модель не будет щурится .

Очень хорошо смотрятся портреты детей, снятые в контражуре .

 


Кто из вас не пробовал снимать ребенка  на фоне заката! А в итоге не у всех получался хороший портрет.  И вспышка здесь мало помогает. А вот отражатель будет в самый раз. Попросите рядом находящегося человека подержать в качестве отражателя от солнца полотенце или простыню, и вы увидите, как в качественную сторону измениться портрет.

  

же красиво смотрятся портреты, когда источник света падает под углом.

 

и здесь также очень желателен отражатель. Самые красивые портреты при естественном освещении получаются тогда, когда тень от объекта съемки не менее в два раза длиннее величины объекта.  То есть на закате и на восходе, приблизительно через  час после восхода солнца и за час два часа до заката.

 

ФОТО

По возможности, старайтесь не фотографировать никого, когда прямые лучи солнца бьют прямо по макушке.  Ничего путного из этого не выйдет, даже если вы будете использовать отражатели. Помочь здесь смогут только дорогостоящие светогенераторы, способные «перебить» солнечный поток. Но это уже другая песня….

Если все же невозможно отключить встроенную вспышку (есть такие фотокамеры) я рекомендую взять простой кусочек кальки или сигаретной бумаги и прикрыть вспышку с помощью скотча, но так, чтобы бумага не касалась самой вспышки, а была на расстоянии (закрепите любой предмет, чтобы был небольшой просвет между вспышкой и бумагой). Это позволит более рассеять свет и убережет вашу вспышку от перегрева и выхода из строя. Был у меня случай, когда внешняя вспышка вышла со строя, заменить ее было нечем и я за неимением ничего под рукой использовал пластиковый стакан, предварительно обрезав его высоту и выпрошенную сигарету у соседа. Всю эту конструкцию я закрепил резинкой для упаковки денег (попросил в буфете) на место внутренней штатной вспышки и таким образом закончил съемку.

Вспомните старое и доброе: «Смотри мальчик! Сейчас вылетит птичка!»  И хотя разочарованный ребенок так и не дождался своей канарейки, но фотограф, таким образом,  предупредил ребенка о событии, перестраховывался от его испуга и получил желаемый результат.  Сегодня я все больше слышу: «Скажи “Cheese!”… И никто не думает о последствиях….

Ну вот в принципе пока и все.

И пусть госпожа удача подарит вам шанс сделать шедевральную фотографию ваших деток! 

P.S.  Если все это вышеперечисленное с умом применить на практике, вполне можно будет потом раздувать щеки перед коллегами и заказчиками, создавая имидж непревзойденного профессионала.

И на последок. Рисунок Loop Lighting. Сморти фото 16. Схема беспроигрышного классического освещения, которую можно применять где угодно. Хоть в условиях профессиональной фото студии, хоть на открытом воздухе, хоть дома.

Основной источник света располагайте практически на уровне глаз ребенка, чтобы избежать уродующих теней под  носом и добиться детализации губ.

Располагая дополнительный источник света или отражатель, следите за тем, чтобы он был намного слабее основного источника света и просто заполнял (подсвечивал) темные участки модели. Точное местоположение определить можно только глядя на модель. Источник света возможно перемещать и выше и ниже, добиваясь красоты светового рисунка.

Контровой свет рекомендую ставить выше, чтобы подсвечивать модель сверху и желательно по диагонали к заполняющему свету. Тут нужно внимательно следить за тем, чтобы контровой свет не попадал на щеки модели – иначе может получиться паразитная засветка модели и не будет естественной светопередачи.  В качестве контрового света также можно использовать отражатель.

Касательно светового пятна на фоне. Тут можно использовать как подсветку, так и природный источник света, ну например открытое окно, или просвет между ветками.

Сергей Рыжков

Стаж работы фотографом 48 лет

www.areacreativ.com

В статье использованы фотографии Андрея и Сергея Рыжковых.

This entry was posted in современный мир. Bookmark the permalink.

Leave a Reply